Энергоинформ / Точка зрения / И снова о вечно горящих светильниках
И снова о вечно горящих светильниках
Во многих манускриптах античного времени и Средневековья упоминаются вечно горящие светильники, которые горят в склепах и могилах сотни и даже тысячи лет без всякого потребления привычного нам топлива. Один из таких светильников был найден в Италии в 1400.... каком-то году, когда вскрыли гробницу дочери известного римского оратора Цицерона. Светильник горел почти полтора тысячелетия, но пропал на второй день после вскрытия, кто-то украл. Иезуитский монах Афанасий Кирхер пытался объяснить работу таких светильников обычным горением нефти: мол, к светильнику был сделан незаметный подвод от естественного нефтяного месторождения. Но в этом случае за полтора тысячелетия потолок и стены склепа должны покрыться толстенным слоем копоти, а вот её-то как раз в склепах и не находят. К тому же в том месте, где находилась гробница Цицероновой дочери, отсутствуют всякие нефтяные месторождения, даже самые маленькие.
Я думаю, что в качестве такого вечно работающего светильника мог служить кольцар Лазарева. Не буду здесь подробно расписывать, что он из себя представляет и как работает, так как статья на эту тему есть чуть выше «Как работает кольцар Лазарева и другие вечные двигатели». Повторю только самое основное о его устройстве: кольцар представляет из себя вертикальную колбу, составленную из двух половин, разделённых деревянной перегородкой, при этом нижняя половина колбы заполнена наполовину легкоиспаряемой жидкостью (фреон или эфир), а перегородка в верхней половине покрыта тонким слоем этой же жидкости. В настоящей же статье речь пойдёт только о том, как заставить кольцар излучать свет. Это можно сделать, если в кольцар запустить ночесветок.
Тот, кто купался в Чёрном и Азовском морях в самом конце лета, должны знать о феномене свечения моря. Это как раз светятся ночесветки, мелкие морские рачки. В их тельцах находится какой-то реагент, который даёт световую вспышку при самом незначительном механическом сотрясении. А механические сотрясения на море возникают практически всегда при падении волны на берег. И что интересно, реагент отвечает на сотрясение независимо от того, жива ли ночесветка или нет.
Если мы запустим ночесветок в колбу кольцара, они там практически сразу же помрут, так как в качестве рабочей жидкости в кольцаре следует использовать не воду, но легкоиспаряемые фреоны или эфиры. А в таких жидкостях рачки жить не могут. Но не смотря на гибель рачков, содержащийся в их тельцах реагент будет исправно давать световую вспышку от падающих сверху капель.
Старые рукописи утверждают следующее: 1) в вечно горящих светильниках использовалась кожа огненной саламандры, что на сегодня достаточно уверенно ассоциируется с асбестом; 2) в этих светильниках также используется исключительно чистая жидкость; 3) само свечение обусловлено тем, что в светильнике заключена чья-то душа. Разберём эти особенности подробнее.
1. Использование асбеста. Сегодня в качестве перегородки кольцара мы используем обычное дерево, а для улучшения производительности вкручиваем в него снизу как можно больше металлических шурупов. Шуруп режет дерево и сравнительно слабо его распирает. Но в старину шурупов не было, зато были гвозди. А гвоздь действует иначе: он распирает дерево. Если мы вгоним в деревянный кружок один гвоздь, дерево выдержит. Но когда мы начнём вгонять в дерево десятки и сотни гвоздей по всей его поверхности, оно не выдержит и расколется. Асбест в этом отношении намного лучше, он не раскалывается. А так как он является волокнистым материалом, и потому содержащим поры (где волокна, там и поры между волокнами), жидкость через него будет просачиваться так же, как через дерево.
2. Использование исключительно чистой жидкости. Если рабочая жидкость будет содержать хотя бы малейшие примеси посторонних веществ, эти вещества станут накапливаться внутри пор перегородки, кристаллизоваться и забивать поры. Поэтому светильник с чуть грязноватой жидкостью долго работать не будет.
3. Свечение души. Отсутствие у древних авторов знаний о гравитационном поле и возможности извлечения из него энергии (а светильник потому и работает, что в нём энергия грав. поля преобразуется в световую энергию) ставило перед ними неразрешимую загадку: за счёт чего светит изделие? И они пытались ответить на этот вопрос тем, что светит якобы душа. Конечно, христианские монахи могли и не признавать наличие души у морских рачков, так ведь сами светильники изготовлялись в такие времена, когда христианства ещё не было. А представители дохристианских религий могли на этот счёт иметь противоположное мнение. Они это своё мнение в рукописях и выкладывали. Когда же христианский монах переписывал старую рукопись, он мог опустить неприемлемую для него идею о существовании души у морских рачков. И тогда в рукописи оставалось лишь упоминание о свечении души без уточнения, кому именно душа принадлежит.
Теперь о том, имелись ли у древних умельцев технические возможности для изготовления таких устройств. О перегородке из асбеста я уже написал, асбест был известен издавна. Фреонов в те времена не было. Зато вполне можно было получить какой-нибудь этило-метило-бутиловый эфир из эфиро-масличных растений. Медные гвозди также существовали издавна (именно медь лучше всего подходит для улучшения работы кольцара вследствие своей высокой теплопроводности). Единственная загвоздка — стекло. Чтобы светильник излучал свет, его стенки надо изготовить из стекла. Пусть даже непрозрачного, но стекла. И сразу возникает вопрос: а было ли известно древним умельцам стекло во времена, когда были изготовлены самые первые светильники? Известно, что стекло научились делать древние финикийцы ещё в те времена, когда не было ни античной Греции, ни античного Рима. Поэтому светильники не могли появиться раньше изобретения стекла. Но вот когда именно появились самые первые светильники — никто не знает.
В некоторых манускриптах античного времени приводилась вот такая интересная информация. Будто при вскрытии древнего склепа, где стоял такой светильник, находящийся рядом железный идол наносил по светильнику удар копьём, тот разбивался и освобождённая душа в виде лёгкого облачка улетала. Если такие факты действительно имели место, тогда они служат подтверждением высказанной гипотезы об использовании кольцара в роли светильника. Во-первых, разбить копьём можно только достаточно хрупкий предмет, изготовленный хотя бы из стекла. Но если светильник изготовить из металла, камня или даже дерева, разбить его копьём будет намного труднее. Во-вторых, разгерметизация кольцара сопровождается мгновенным сбросом давления и в этом случае содержащийся внутри фреон или эфир испаряется и выходит наружу в форме пара, что и могло породить представления об улетающей душе.
На одном из сайтов Рунета, посвящённом всякой паранормальщине, я нашёл интереснейшую информацию про посещение пещеры с таким светильником, рассказанную древнегреческим философом Ямвлихом. По его словам, светильник начинал светить ярче, когда к нему приближался человек. А ведь кольцар действует точно также, и я это проверил: когда я подносил руку к нижней части колбы, частота падения капель сразу вырастала. Если же я подносил ладонь к верхней половине колбы, частота падения капель снижалась. Я объяснил этот феномен обычным нагревом кольцара инфракрасным излучением моей ладони: нагрев нижней половины колбы увеличивает давление в воздушной прослойке под деревянной перегородкой и тогда жидкость начинает более интенсивно вытесняться в верхнюю половину, зато нагрев верхней половины колбы увеличивает давление воздуха в верхней половине и препятствует поступлению сюда жидкости из нижней половины колбы. Когда людей в склепе не было или они были далеко от светильника, тот работал сравнительно слабо по причине низкой температуры (в склепах обычно холодно). Но когда человек приближался к светильнику, он инфракрасным излучением своего тела заставлял светильник работать ярче. Нужно было только выполнить единственное условие — поставить светильник повыше. Потому что в этом случае происходил инфракрасный нагрев в основном нижней части светильника. Если же поставить светильник на пол, он с приближением человека станет работать хуже. Но вся известная мне информация о светильниках показывает, что они располагались достаточно высоко, как минимум, на высоте человеческого роста.
Тот же Ямвлих упоминает, что по форме светильник напоминал тонкую трубку высотой около 15 см. Так и кольцар тоже имеет форму трубы. Правда, размеры у кольцара намного больше. У моей последней модели диаметр составляет 15 см, а высота — 37 см. Но сравнительно малые размеры древних светильников могли быть обусловлены тем, что древним умельцам удалось найти оптимальную рабочую жидкость для своих изделий. Всё же у них было гораздо больше и времени и возможностей (их опекали жрецы и фараоны, а мне приходится крутиться в одиночку).
К сожалению, я не имел возможностей проверить работу кольцара в качестве светильника. Когда я сделал свой самый первый кольцар на фреоне лет 15 тому назад, я тогда не знал о вечных светильниках древности. А когда сделал второй экземпляр уже в Германии (до сих пор стоит на подоконнике), я не смог найти нужного мне фреона или иного легкоиспаряемого эфира. И где можно найти в Германии ночесветок — тоже не знаю.
С уважением, И. А. Прохоров